Заведующая кафедрой экономической теории и прикладной социологии Ирина Рахмеева выступила с докладом об экономическом образовании на Московском политэкономическом конгрессе

 

Аузан

Открывая конгресс, декан МГУ имени М.В. Ломоносова Александр Аузан отметил необходимость и значимость формирования критического мышления у современных экономистов, для чего требуется фундаментальное экономическое образование, дающее представление о всем многообразии экономических систем в их историческом развитии и научных подходов к их исследованию.

В рамках пленарной части выступили докладчики из ведущих российских ВУЗов и Россиской академии наук, а также представители Китайского народного университета, Китайской академии общественных наук, Университета Манитобы (Канада), Белорусского государственного университета, Техасского университета в Остине, Университет Массачусетса в Амхерсте.

Бузгалин

Бузгалин Александр Владимирович, д.э.н., Профессор кафедры политической экономии экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова доложил о глобальных трансформациях 21 века, академик РАН, Министр по интеграции и макроэкономики Сергей Глазьев рассказал о неадекватности экономического образования экономическим реалиям, директор Института экономики УрО РАН Юлия Лаврикова изложила взгляд на гетеродоксальную экономическую теорию как ответ научного сообщества вызовам времени, академик РАН, заведующий кафедрой экономической теории и политики РАНХиГС при  Президенте РФ

Абел Аганбегян раскрыл задачи по повышению качества и эффективности экономического образования в России, чл.-корр. РАН, руководитель научного направления «Мезоэкономика, микроэкономика, корпоративная экономика» Центрального экономико-математического института РАН Георгий Клейнер презентовал доклад о «духе времени» и «гении места» как ключевых экономических категориях на пути к междисциплинарности.

IMG 8169

Заведующая кафедрой экономической теории и прикладной социологии Ирина Рахмеева представила доклад на тему «Фундаментальное экономического образование: взгляд региональных университетов» в рамках семинара «Политэкономия: путь в университеты». Одновременно она выступила в роли модератора данного семинара.       

Ирина Рахмеева обратила внимание на необходимость расширения содержания фундаментального образования с микро- и макроэкономики на иные экономические теории, в частности, политическую экономию, институциональную и эволюционную экономики, теории экономического роста и другие базовые дисциплины, а также на достижения отечественной экономической мысли – теории экономических циклов Н.Д. Кондратьева, технологических укладов С.Ю. Глазьева, ноономики С.Д. Бодрунова, нравственной экономики Д.С.Львова, экономику России и регионов. Это позволит формировать у студентов комплексный и многогранный взгляд на экономические процессы, будет способствовать развитию критического мышления. Ирина Рахмеева отметила: «Описанный фундамент экономической теории, который должен быть заложен в умы экономистов, не может быть построен за один первый курс, как это предусмотрено сегодняшним стандартом. Он должен генеральной линией, сквозным образовательным треком проходить через всю программу подготовки». Для решения указанной задачи необходима подготовка соответствующих педагогических кадров для региональных ВУЗов.

В рамках семинара свой взгляд на развитие экономического образования представили не только профессора столичных и региональных университетов, но и аспиранты и молодые исследователи. Так, например, доцент Санкт-Петербургского государственного университета Виктория Базжина говорила о вариантах обновления вводного курса для обучающихся экономических направлений. Перспективы развития экономического образования представили профессор МГУ имени М.В. Ломоносова Игорь Молчанов, заведующая кафедрой экономической теории Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского Наталия Симченкр и профессор Департамента экономической теории Финансового университета при Правительстве РФ Ольга Николайчук. Всего в сессии приняли участие 23 докладчика, которые обсудили актуальные вопросы модернизации экономического образования.