О Центре регуляторных компетенций

ЦРК фирменный знак-01

Миссия центра: совершенствование нормотворчества и повышение качества регуляторной политики в регионах и муниципалитетах России

 

Центр создан с целью научно-аналитического, методологического и информационного сопровождения регуляторной политики в субъектах РФ и муниципальных образованиях. Деятельность центра направлена на решение следующих задач:

- Научно-аналитическое и методологическое обеспечение деятельности органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления при формировании и развитии регуляторной политики, стратегическом планировании развития территорий;

- Консультирование представителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций, субъектов экономической деятельности и организаций по вопросам, связанным с исполнением требований законодательства в сфере регуляторной политики;

- Просвещение и обучение представителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций, субъектов экономической деятельности и организаций;

- Обобщение и анализ опыта применения инструментов регуляторной политики в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, выявление и продвижение лучших практик.

Проектная лаборатория "Центр регуляторных компетенций" сформирована при кафедре экономической теории и прикладной социологии Уральского государственного экономического университета и осуществляет взаимодействие с организациями и федеральными, региональными и местными органами власти по вопросам развития регуляторной политики. Центр осуществляет свою деятельность в форме проектного управления.

Направления деятельности Центра регуляторных компетенций

  • Научно-аналитическое и методологическое сопровождение регуляторной политики и отдельных ее элементов
  1. Проведение научно-исследовательских работ по анализу состояния и прогнозированию социально-экономического развития субъектов РФ и муниципальных образований, отдельных отраслей и аспектов развития;
  2. Выполнение аудита качества организации и проведения оценки регулирующего воздействия (далее – ОРВ), экспертизы, установления и оценки применения обязательных требований (далее – ОТ), с составлением рекомендаций (программы) по развитию данных направлений в субъекте РФ (муниципальном образовании);
  3. Разработка нормативных и методических документов: порядков/ форм документов/ типовых сводных отчетов (предзаполненных) для ОРВ и порядков установления и оценки применения ОТ (для субъектов РФ, ОМСУ, в которых обязательно/ необязательно проведение ОРВ);
  4. Подготовка экономически обоснованных отзывов на проекты нормативных правовых актов в рамках публичных консультаций;
  5. Содействие в составлении реестра обязательных требований;
  6. Организация (разработка орг. плана) и сопровождение проведения регуляторной гильотины;
  7. Проведение социологических исследований (как комплексного, так и отдельных этапов: разработка анкет, проведение опроса, обработка);
  8. Проведение психологических исследований с целью формирования методик и технологий отбора и оценки государственных гражданских и муниципальных служащих для проектных команд и специализированных отделов органов власти.
  • Консультирование
  1. Сопровождение процедур ОРВ/ экспертизы / оценки применения / ОФВ (консультирование по вопросам заполнения сводных отчетов, определения предметной области оценки, степени регулирующего воздействия и пр.).
  2. Консультирование участников публичных консультаций – представителей общественных организаций, субъектов экономической деятельности по вопросам участия в процедурах оценки регулирующего воздействия, оценки фактического воздействия, экспертизы и оценки применения обязательных требований, в том числе подготовки обоснованных позиций с расчетом издержек на исполнение регулирования.
  • Обучение
  1. Реализация коллективных программ повышения квалификации по направлениям ОРВ и установление ОТ с последующим сопровождением (консультированием);
  2. Индивидуальное обучение сотрудников органов государственной власти субъектов РФ и ОМСУ с последующим сопровождением (проверка и корректировка подготовленных документов, консультирование);
  3. Проведение выездных мастер-классов для региональных государственных и муниципальных служащих;
  4. Обучение экспертов (участников публичных консультаций) по вопросам подготовки позиций (отзывов) на проекты нормативных правовых актов;
  5. Разработка учебно-методических материалов.
  • Организация межрегионального обмена опытом
  1. Организация и проведение межрегиональных семинаров и круглых столов, в т.ч. во взаимодействии с Минэкономразвития России;
  2. Проведение аналитических исследований региональной и муниципальной практики применения инструментов регуляторной политики в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, публикация аналитических записок, обзоров и лучших практик.

Руководитель Центра

Рахмеева

Рахмеева Ирина Игоревна, д.э.н., и.о. зав. кафедрой экономической теории и прикладной социологии Уральского государственного экономического университета, советник государственной гражданской службы Свердловской области 1 класса, имеет многолетний опыт развития регуляторной политики и оценки регулирующего воздействия на региональном уровне (на протяжении 10 лет возглавляла отдел совершенствования регуляторной политики уполномоченного органа в сфере оценки регулирующего воздействия субъекта РФ), регулярно привлекалась в качестве эксперта Минэкономразвития России и органами власти субъектов РФ, глубоко разбирается в теоретических и практических аспектах формирования регулирования, защитила докторскую диссертацию по теме «Теоретико-методологические основы исследования региональной регуляторной среды в условиях новой реальности», автор более 60 научных и учебных трудов по теме регуляторной политики, в т.ч.:

- Рахмеева И.И. Региональная регуляторная среда: на распутье / монография. Екатеринбург: УрГЭУ, 2021. 210 с. ISBN 978-5-9656-0311-4.

- Рахмеева И.И. Региональная регуляторная политика: эволюция идеологии // глава в монографии: Развитие парадигмальных идей в отечественной региональной экономике. Екатеринбург: УрГЭУ, 2022. С. 88-95.

- Рахмеева И.И. Оценка регулирующего воздействия: методические основы, подходы к анализу типовых проектов и лучшие практики: учебно-практическое пособие. Москва: ИНФРА-М, 2023. 190 с. (Высшее образование: Магистратура). ISBN 978-5-16-111330-1.

Консультанты Центра

Дидикин 

Дидикин Антон Борисович, доктор философских наук, кандидат юридических наук, профессор Высшей школы права Университета КазГЮУ имени М.С. Нарикбаева (Республика Казахстан, г. Астана)

В 2012-2022 гг. эксперт по вопросам регуляторной политики и оценки регулирующего воздействия, в том числе в рамках проектов Минэкономразвития РФ. В 2013-2022 гг. участвовал в организации и внедрении моделей проведения ОРВ в российских регионах Сибирского, Центрального и Дальневосточного федеральных округов. В настоящее время занимается научной и экспертной деятельностью в Республике Казахстан.

Публикации: Теория и практика регуляторной политики в России. Монография. Под ред. А.Б. Дидикина. М, Проспект, 2020; Лучшие практики организации оценки регулирующего воздействия в муниципальных образованиях. Справочник. Под ред. А.Б. Дидикина. Новосибирск, 2016 и др.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=509415

Ефремов

 

Ефремов Алексей Александрович, доктор юридических наук, доцент, профессор Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), ведущий научный сотрудник Центра технологий государственного управления РАНХиГС

В настоящее время член рабочей группы "Связь и ИТ" подкомиссии по реализации механизма "регуляторной гильотины" Правительственной комиссии по административной реформе, член Межведомственной группы по формированию и наполнению Реестра обязательных требований Минэкономразвития России. Эксперт в области разработки и оценки эффективности экспериментальных правовых режимов.

 

Публикации:https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=194198

Чураков

Чураков Владимир Дмитриевич, кандидат юридических наук, научный сотрудник института исследований национального и сравнительного права факультета права НИУ ВШЭ, старший преподаватель департамента теории права и сравнительного правоведения факультета права НИУ ВШЭ.

С 2015 г. по настоящее время принимает активное участие в реализации прикладных исследовательских проектов по заказу органов государственной власти и коммерческих структур, в частности:
2021 г. - Разработка концепции использования цифровых технологий для правового обеспечения обязательного социального страхования. Заказчик - Фонд социального страхования Российской Федерации.
2021 г. - Разработка научно обоснованных норм нагрузки судей судов общей юрисдикции и работников их аппаратов, федеральных арбитражных судов и работников их аппаратов. Заказчик - Судебный департамент при Верховном суде Российской Федерации.
2020 г. - Оказание услуг по подготовке предложений по созданию нормативно-правовой базы создания и функционирования Информационной системы, обеспечивающей возможность долгосрочного архивного хранения электронных документов с сохранением их юридической значимости для федеральных и региональных органов государственной власти. Заказчик - ФГБУ "Научно-исследовательский институт "Восход".
2019-2020 гг. - Разработка концепции и методического обеспечения повышения эффективности согласованной политики в сфере защиты прав потребителей в Евразийском экономическом союзе на основе внедрения межгосударственной стандартизации и процедур независимой экспертизы качества продукции и услуг. Заказчик - Евразийская экономическая комиссия.
Является академическим координатором Большого проекта НИУ ВШЭ "Этика и право", в рамках которого разрабатывается индекс этичности права - инструмент автоматизированной оценки этического содержания нормативных правовых актов.

Научные интересы: оценка регулирующего воздействия, оценка фактического воздействия, оценка применения обязательных требований, контрольно-надзорная деятельность, антикоррупционная экспертиза.

Публикации: https://www.hse.ru/staff/vchurakov#sci.

Контактная информация: тел. +7 (343) 283-10-52,

whatsapp, telegram +7 (905) 8016360; e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.