О Центре регуляторных компетенций

ЦРК фирменный знак-01

Миссия центра: совершенствование нормотворчества и повышение качества регуляторной политики в регионах и муниципалитетах России

 

Центр создан с целью научно-аналитического, методологического и информационного сопровождения регуляторной политики в субъектах РФ и муниципальных образованиях. Деятельность центра направлена на решение следующих задач:

- Научно-аналитическое и методологическое обеспечение деятельности органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления при формировании и развитии регуляторной политики, стратегическом планировании развития территорий;

- Консультирование представителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций, субъектов экономической деятельности и организаций по вопросам, связанным с исполнением требований законодательства в сфере регуляторной политики;

- Просвещение и обучение представителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций, субъектов экономической деятельности и организаций;

- Обобщение и анализ опыта применения инструментов регуляторной политики в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, выявление и продвижение лучших практик.

Проектная лаборатория "Центр регуляторных компетенций" сформирована при кафедре экономической теории и прикладной социологии Уральского государственного экономического университета и осуществляет взаимодействие с организациями и федеральными, региональными и местными органами власти по вопросам развития регуляторной политики. Центр осуществляет свою деятельность в форме проектного управления.

Канал центра в Telegram: https://t.me/regulatory_centre

Направления деятельности Центра регуляторных компетенций

  • Научно-аналитическое и методологическое сопровождение регуляторной политики и отдельных ее элементов
  1. Развитие теоретико-методологических основ повышения эффективности регуляторной политики, в т.ч. положений концепции "Бережливого регулирования"
  2. Проведение научно-исследовательских работ по анализу состояния и прогнозированию социально-экономического развития субъектов РФ и муниципальных образований, отдельных отраслей и аспектов развития;
  3. Выполнение аудита качества организации и проведения оценки регулирующего воздействия (далее – ОРВ), экспертизы, установления и оценки применения обязательных требований (далее – ОТ), с составлением рекомендаций (программы) по развитию данных направлений в субъекте РФ (муниципальном образовании);
  4. Разработка нормативных и методических документов: порядков/ форм документов/ типовых сводных отчетов (предзаполненных) для ОРВ и порядков установления и оценки применения ОТ (для субъектов РФ, ОМСУ, в которых обязательно/ необязательно проведение ОРВ);
  5. Подготовка экономически обоснованных отзывов на проекты нормативных правовых актов в рамках публичных консультаций;
  6. Развитие методических инструментов проведения оценки регулирующего воздействия, настройка "Калькулятора регулирующего воздействия" под параметры региона (Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ)
  7. Содействие в составлении реестра обязательных требований;
  8. Организация (разработка орг. плана) и сопровождение проведения регуляторной гильотины;
  9. Проведение социологических исследований (как комплексного, так и отдельных этапов: разработка анкет, проведение опроса, обработка);
  10. Проведение психологических исследований с целью формирования методик и технологий отбора и оценки государственных гражданских и муниципальных служащих для проектных команд и специализированных отделов органов власти.
  • Консультирование
  1. Сопровождение процедур ОРВ/ экспертизы / оценки применения / ОФВ (консультирование по вопросам заполнения сводных отчетов, определения предметной области оценки, степени регулирующего воздействия и пр.).
  2. Консультирование участников публичных консультаций – представителей общественных организаций, субъектов экономической деятельности по вопросам участия в процедурах оценки регулирующего воздействия, оценки фактического воздействия, экспертизы и оценки применения обязательных требований, в том числе подготовки обоснованных позиций с расчетом издержек на исполнение регулирования.
  • Обучение
  1. Реализация коллективных программ повышения квалификации по направлениям ОРВ и установление ОТ с последующим сопровождением (консультированием);
  2. Индивидуальное обучение сотрудников органов государственной власти субъектов РФ и ОМСУ с последующим сопровождением (проверка и корректировка подготовленных документов, консультирование);
  3. Проведение выездных мастер-классов для региональных государственных и муниципальных служащих;
  4. Обучение экспертов (участников публичных консультаций) по вопросам подготовки позиций (отзывов) на проекты нормативных правовых актов;
  5. Разработка учебно-методических материалов.
  • Организация межрегионального обмена опытом
  1. Организация и проведение межрегиональных семинаров и круглых столов, в т.ч. во взаимодействии с Минэкономразвития России;
  2. Проведение аналитических исследований региональной и муниципальной практики применения инструментов регуляторной политики в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, публикация аналитических записок, обзоров и лучших практик.

Итоги деятельности в 2024 и задачи на 2025 год

Благодарственные письма

Минэкономразвития и внешних связей Амурской области, Региональный институт управления ХМАО, АНО "Мосстратегия", Министерство экономики и терразвития Свердловской области, Минэкономразвития Курской областиЭкста и Госдума Федерального собрания РФ, Забайкальский государственный университет и Министерство экономического развития Забайкальского края 

Руководитель Центра

Рахмеева

Рахмеева Ирина Игоревна, д.э.н., доцент, и.о. зав. кафедрой экономической теории и прикладной социологии Уральского государственного экономического университета, советник государственной гражданской службы Свердловской области 1 класса, имеет многолетний опыт развития регуляторной политики и оценки регулирующего воздействия на региональном уровне (на протяжении 10 лет возглавляла отдел совершенствования регуляторной политики уполномоченного органа в сфере оценки регулирующего воздействия субъекта РФ), регулярно привлекалась в качестве эксперта Минэкономразвития России и органами власти субъектов РФ, глубоко разбирается в теоретических и практических аспектах формирования регулирования, защитила докторскую диссертацию по теме «Теоретико-методологические основы исследования региональной регуляторной среды в условиях новой реальности», автор более 60 научных и учебных трудов по теме регуляторной политики, в т.ч.:

- Рахмеева И.И. Региональная регуляторная среда: на распутье / монография. Екатеринбург: УрГЭУ, 2021. 210 с. ISBN 978-5-9656-0311-4.

- Рахмеева И.И. Региональная регуляторная политика: эволюция идеологии // глава в монографии: Развитие парадигмальных идей в отечественной региональной экономике. Екатеринбург: УрГЭУ, 2022. С. 88-95.

- Рахмеева И.И. Оценка регулирующего воздействия: методические основы, подходы к анализу типовых проектов и лучшие практики: учебно-практическое пособие. Москва: ИНФРА-М, 2023. 190 с. (Высшее образование: Магистратура). ISBN 978-5-16-111330-1.

Внешние консультанты Центра, принимавшие участие в проектах и мероприятиях Центра в 2023-2025 годах

Дидикин 

Дидикин Антон Борисович, доктор философских наук, кандидат юридических наук, профессор Высшей школы права Университета КазГЮУ имени М.С. Нарикбаева (Республика Казахстан, г. Астана)

В 2012-2022 гг. эксперт по вопросам регуляторной политики и оценки регулирующего воздействия, в том числе в рамках проектов Минэкономразвития РФ. В 2013-2022 гг. участвовал в организации и внедрении моделей проведения ОРВ в российских регионах Сибирского, Центрального и Дальневосточного федеральных округов. В настоящее время занимается научной и экспертной деятельностью в Республике Казахстан.

Публикации: Теория и практика регуляторной политики в России. Монография. Под ред. А.Б. Дидикина. М, Проспект, 2020; Лучшие практики организации оценки регулирующего воздействия в муниципальных образованиях. Справочник. Под ред. А.Б. Дидикина. Новосибирск, 2016 и др.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=509415

Ефремов

 

Ефремов Алексей Александрович, доктор юридических наук, доцент, профессор Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), ведущий научный сотрудник Центра технологий государственного управления РАНХиГС

В настоящее время член рабочей группы "Связь и ИТ" подкомиссии по реализации механизма "регуляторной гильотины" Правительственной комиссии по административной реформе, член Межведомственной группы по формированию и наполнению Реестра обязательных требований Минэкономразвития России. Эксперт в области разработки и оценки эффективности экспериментальных правовых режимов.

 

Публикации:https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=194198

Чураков

Чураков Владимир Дмитриевич, кандидат юридических наук, научный сотрудник института исследований национального и сравнительного права факультета права НИУ ВШЭ, старший преподаватель департамента теории права и сравнительного правоведения факультета права НИУ ВШЭ.

С 2015 г. по настоящее время принимает активное участие в реализации прикладных исследовательских проектов по заказу органов государственной власти и коммерческих структур, в частности:
2021 г. - Разработка концепции использования цифровых технологий для правового обеспечения обязательного социального страхования. Заказчик - Фонд социального страхования Российской Федерации.
2021 г. - Разработка научно обоснованных норм нагрузки судей судов общей юрисдикции и работников их аппаратов, федеральных арбитражных судов и работников их аппаратов. Заказчик - Судебный департамент при Верховном суде Российской Федерации.
2020 г. - Оказание услуг по подготовке предложений по созданию нормативно-правовой базы создания и функционирования Информационной системы, обеспечивающей возможность долгосрочного архивного хранения электронных документов с сохранением их юридической значимости для федеральных и региональных органов государственной власти. Заказчик - ФГБУ "Научно-исследовательский институт "Восход".
2019-2020 гг. - Разработка концепции и методического обеспечения повышения эффективности согласованной политики в сфере защиты прав потребителей в Евразийском экономическом союзе на основе внедрения межгосударственной стандартизации и процедур независимой экспертизы качества продукции и услуг. Заказчик - Евразийская экономическая комиссия.
Является академическим координатором Большого проекта НИУ ВШЭ "Этика и право", в рамках которого разрабатывается индекс этичности права - инструмент автоматизированной оценки этического содержания нормативных правовых актов.

Научные интересы: оценка регулирующего воздействия, оценка фактического воздействия, оценка применения обязательных требований, контрольно-надзорная деятельность, антикоррупционная экспертиза.

Публикации: https://www.hse.ru/staff/vchurakov#sci.

 Бабич М.Е. фото

Бабич Марина Евгеньевна, к.ю.н., старший преподаватель кафедры экономической теории и прикладной социологии УрГЭУ, советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса, имеет восьмилетний опыт работы в Департаменте регуляторной политики и оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России.

С 2018 г. выступает в качестве спикера программы дополнительного профессионального образования «Оценка регулирующего воздействия» для федеральных и региональных госслужащих, проводимой ИГСУ РАНХиГС.

Имеет опыт преподавания дисциплин «Оценка регулирующего воздействия», «Регуляторная политика» для студентов высших учебных заведений.

Является автором ряда научно-практических публикаций по вопросам регуляторной политики и правовой регламентации обязательных требований:

Бабич М.Е. Порядок раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов. Специально для системы ГАРАНТ, 2024 г.

Бабич М.Е. Оценка регулирующего воздействия проектов нормативных актов Банка России. // Государственная служба. 2023. № 1. С. 6–13.

Бабич М.Е. Официальные разъяснения обязательных требований и руководства по соблюдению обязательных требований: комментарий к статье 14 Федерального закона N 247-ФЗ // СПС КонсультантПлюс. 2022.

Автор телеграм-канала о регуляторной политике @RegulatoryShark https://t.me/RegulatoryShark 

Публикации: https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1275545 

 Елисеева 2

      Елисеева Марина Юрьевна, координатор направления оценки регулирующего воздействия в Свердловском областном Союзе промышленников и предпринимателей.

С 2012 г. по 2023 г. работала в отделе совершенствования регуляторной политики Министерства экономики и территориального развития Свердловской области (реформа контрольно-надзорной деятельности в Свердловской области, создание портала для предпринимателей Свердловской области по контрольно-надзорной деятельности https://knd.egov66.ru/, ОРВ, внедрение Открытого правительства в деятельность органов власти Свердловской области). 

Выполняемый функционал с 2023 г. по настоящее время:

– мониторинг и анализ проектов нормативных правовых актов  в рамках публичных консультаций при оценке регулирующего воздействия, экспертизе и оценке применения обязательных требований,

– взаимодействие с региональными органами власти Свердловской области в рамках регуляторных процедур;

– участие в реализации нормотворческих инициатив бизнеса и коммерческих структур;

– участие в научно-исследовательской работе на тему: «Исследование мнения предпринимателей Свердловской области о состоянии регуляторных условий и направлениях их совершенствования» и «Развитие системы активизации участия гражданского экспертного сообщества в регуляторной политике региона».

2024 г. – участие в 1-ом этапе стажировки «Основы корпоративного GR» с получением знаний и навыков в соответствии с программой стажировки

Научные интересы: оценка регулирующего воздействия, оценка фактического воздействия, оценка применения обязательных требований, контрольно-надзорная деятельность.

 Андронов б

Андронов Михаил Юрьевич

Директор по развитию компании «Аскорт», координатор отраслевого направления МФО и КПК фирмы «1С» (Россия, г. Москва)

Преподает дисциплину «Основы контрольно-надзорной деятельности» (видео-презентация курса).

Является экспертом по регуляторным технологиям Национальной ассоциации участников микрофинансового рынка «НАУМИР».

Научные интересы лежат в области бережливого регулирования (применение бережливых технологий в регуляторной политике).

Практическая деятельность, в том числе направлена на создание регуляторных технологий (РегТех), которые обеспечивают полноценное выполнение обязательных требований.

Является соавтором «Калькулятора регулирующего воздействия».

Публикации: https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1200105

ЦРК функционирует в формате проектного управления и сотрудничает с внешними консультантами и экспертами в области экономики, права и социологии. Все высказывания, мнения, суждения и оценки, опубликованные привлекаемыми консультантами и экспертами ЦРК в СМИ, соцсетях и чатах, являются личным мнением авторов и могут не совпадать с позицией ЦРК.

Контактная информация: тел. +7 (343) 283-10-52,

Telegram: @regulatory_center; e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.